Единая Государственная Автоматизированная Информационная Система,
предназначенная для государственного контроля над объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС)

 

I. Сроки подключения к ЕГАИС

Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (далее – ФСРАР) установлены сроки внедрения ЕГАИС для отдельных видов деятельности:

Осуществляемый вид деятельности

Фиксация в ЕГАИС

Срок вступления

Организации, осуществляющие производство пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи (более 300 тысяч декалитров в год и оснащенных основным технологическим оборудованием)

В части отражения производства и оборота

01.10.2015

Организации, осуществляющие производство пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи (менее 300 тысяч декалитров в год и оснащенных основным технологическим оборудованием)

В части отражения оборота

01.01.2016

Организации, осуществляющие закупку, хранение и поставку алкогольной и спиртосодержащей продукции

В части отражения оборота

01.01.2016

Организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях последующей розничной продажи такой продукции, должны обеспечивать прием и передачу информации об обороте такой продукции

В части подтверждения факта закупки

01.01.2016

Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, кроме пива и пивных напитков, в городских поселениях

В части подтверждения факта закупки

01.01.2016

В части розничной продажи

01.07.2016

Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, кроме пива и пивных напитков, в сельских поселениях

В части подтверждения факта закупки

01.01.2016

В части розничной продажи

01.07.2017

Организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере общественного питания с реализацией алкогольной продукции, в т.ч. пива (рестораны, бары, кафе, буфеты, бистро, закусочные, шашлычные, пабы, пиццерии, таверны, street food- «уличная еда», ОКВЭД: 55.30; 55.40; 55.51; 55.52

В части подтверждения факта закупки

01.01.2016

 

II. Этапы подключения к ЕГАИС для розничной продажи алкогольной продукции (в т.ч. пива) и общественного питания

Для обеспечения подключения к ЕГАИС необходимо установить специальное программное обеспечение и приобрести оборудование:

Осуществляемый вид деятельности

Необходимые оборудование, действия

Кроме того, оборудование на кассе

Организации, осуществляющие розничную продажу пива

·  компьютер с выходом в Интернет;

·  приобретение универсального транспортного модуля (УТМ) ЕГАИС;

·  установка специального программного обеспечения ЕГАИС (ПО ЕГАИС);

·  получение аппаратного криптоключа JaCarta со встроенным криптопровайдером PKI/ГОСТ;

·  получение квалифицированной электронной подписи для связи с серверами ЕГАИС

 

Организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере общественного питания с реализацией алкогольной продукции, в т.ч. пива

Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, кроме пива

·  POS-терминал (касса), взаимодействующий с УТМ и оснащенный фискальным регистратором;

·  2D-сканер

III. Технические требования, предъявляемые к оборудованию:

1) компьютер:
– компьютерное обеспечение: 32-битный процессор с частотой от 2.0 ГГц и выше; ОЗУ от 2 ГБ; сетевой Ethernet контроллер, 100/1000 Mbps, разъем RJ45; жесткий диск объемом не менее 50 GB;
– программное обеспечение: ОС Windows 7 Starter и выше; общесистемное программное обеспечение Java 8 и выше;
2) УТМ ЕГАИС;
3) аппаратный криптоключ JaCarta со встроенным криптопровайдером PKI/ГОСТ;
4) квалифицированная электронная подпись для связи с серверами ЕГАИС;
5) 2D-сканер штриховых кодов PDF417 (для осуществления розничных продаж).

 

IV. Схема работы с ПО ЕГАИС

1. В части подтверждения факта закупки:
1) организация-производитель, импортер или оптовик продукции фиксирует в ЕГАИС расходные накладные. Объем отгруженной продукции резервируется на остатках отправителя в ЕГАИС;
2) организация-получатель продукции (организация розничной торговли) через собственную учетную систему либо иным способом посредством УТМ ЕГАИС получает все отправленные на него накладные;
3) в случае согласия принять продукцию, указанную в накладных, организация-получатель подтверждает получение. В случае обнаружения фактической недостачи продукции по сравнению с объемами, указанными в электронных накладных, если организация желает принять такую продукцию, формируется акт расхождений с исправленным количеством. Акт через УТМ попадает к отправителю продукции, при этом отправитель может согласиться с актом. В этом случае с остатка отправителя будет списан лишь согласованный с получателем объем. В случае несогласия отправителя с актом расхождений, он отменяет акт и тогда вся накладная отменяется и весь объем остается на остатках отправителя;
4) в случае обнаружения фактического избытка продукции по сравнению с объемами, оказанными в электронных накладных, если организация-получатель желает принять такую продукцию, она подтверждает накладную. На избыточное количество отправитель  формирует дополнительную накладную;
5) в случае несогласия принять продукцию, указанную в накладных, организация-получатель  отклоняет пришедшую накладную. Отклоненная продукция остается на остатках отправителя;
6) ФСРАР обрабатывает все поступающие документы и через УТМ возвращает в организации квитанции о фиксации данных в ЕГАИС.

2. В части розничной продажи:
1) покупатель приносит на кассу продукцию, среди которой есть алкоголь;
2) кассир считывает EAN товара;
3) при считывании EAN алкогольной продукции на экране кассы появляется запрос «Отсканируйте ШК марки»;
4) с помощью 2D-сканера кассир считывает штрих-код ФСМ/АМ;
5) при успешном считывании ШК ФСМ/АМ товар добавляется в чек, иначе продажа данного товара отменяется;
6) если весь товар внесен в чек, кассир нажимает кнопку «Итог»;
7) кассовое ПО генерирует xml-файл и отправляет его в ПО ЕГАИС (транспортный терминал);
8) транспортный терминал формирует квитанцию и возвращает ее в кассу;
9) происходит закрытие чека с печатью слипа алкогольной продукции.

 

V. Основные риски:

1. Без подключения к ЕГАИС принимать и законно продавать алкоголь будет нельзя. 
2. За контрафактную продукцию и алкоголь с нечитаемыми штрих-кодами ответственность несут магазины. При продаже такого товара конечному потребителю ЕГАИС отправит сигнал в ФСРАР и магазину придется заплатить штраф.
3. При отсутствии Интернет-соединения программный модуль ЕГАИС может работать в офлайн-режиме только три дня. Если Интернет-соединение пропадет, за это время восстановить Интернет не получится, продажу алкоголя придется прекратить.

VI. Штрафы при отсутствии подключения к ЕГАИС.

С 1 января 2016 года все розничные продавцы алкогольной продукции не смогут на законных основаниях принять алкоголь.  Нарушение установленного порядка учета грозит административным штрафом.
С 1 июля 2016 года продажа алкогольной продукции без подключения к ЕГАИС будет незаконной. Если в магазине нет возможности считать штрих-код с бутылки, отправить в ФСРАР для «одобрения», напечатать чек с QR-кодом, нельзя будет продать бутылку алкоголя.
В соответствии со ст.14.19 КоАП РФ за нарушение порядка фиксации сведений в ЕГАИС отчетности об объемах производства и оборота алкогольной продукции полагаются следующие штрафы:
•    для должностных лиц (индивидуальных предпринимателей) – до 15 000 рублей;
•    для юридических лиц – от 150 000 до 200 000 рублей.

До 1 июля 2016 года непередача организациями, осуществляющими производство и оборот пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях последующей розничной продажи такой продукции, информации об объеме производства и оборота такой продукции в ЕГАИС не может рассматриваться как нарушение установленного порядка учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

 

 

Перечень организаций, занимающихся  реализацией и установкой

УТМ и ПО ЕГАИС

Наименование организации

Контактная информация

1.                   

ГК «Патрик», центр по продаже, техническому обслуживанию ККТ и автоматизации малого бизнеса

ул. Сазонова, 64

24-52-71

24-52-83

25-05-01

2.                   

ООО «АйПос», центр автоматизации торговли

ул. Серова, 1В

97-20-15

3.                   

ООО «АкваБайт», центр автоматизации

пр-т Карла Маркса, 34А

51-14-34

38-04-43

89039270443

4.                   

ООО «АллаН», центр технического обслуживания

ул. Учебная, 199Б

30-25-55

5.                   

ООО «АС Омск», торгово-сервисная компания

ул. Пушкина 32

21-66-56

6.                   

ООО «Бизнес-сервис 2000», торгово-транспортная компания

ул. Волочаевская, 15, к. 1

38-69-66

7.                   

ООО «БИТ Ключевой элемент»

ул. Маршала Жукова, 72, к. 1

320-330

332-964

8.                   

ООО «ВТИ СПЕКТР», торгово-сервисная фирма

ул. Долгирева, 17

23-80-39

9.                   

ООО «ИМСИСТЕМ», центр автоматизации торговли и бизнеса

ул. 70 лет Октября, 24

48-80-30

10.               

ООО «Компания АльфаКом-сервис»

ул. Декабристов, 45

37-79-02

11.               

ООО «Ока», торговая компания

ул. Орджоникидзе, 145А

25-47-78

12.               

ООО «Примасофт»

пр-т Карла Маркса, 18/22

39-50-80

39-62-40

13.               

 ООО «СофтБизнес», центр автоматизации

ул. Лермонтова, 63

59-49-52

8-904-326-54-72

14.               

ООО «ТехЦентр»

ул. Маяковского 81/2

36-21-47

15.               

ООО «Фирма Ремтек»

ул. Марченко, 6

41-92-35

16.               

ООО «ЦТО-Омск», торгово-сервисный центр

ул. Ватутина, 11В

21-69-90

17.               

ООО «Элвис», торгово-сервисная компания

ул. Орджоникидзе, 14

27-89-12